.../.../http://zpsy. ru/opinions/59888. htm Мы тут говорили о счастье. …
Андрей
link Мы тут говорили о счастье. Что вы сами думаете о моей точке зрения и о самом вопросе? Предвижу, что дискуссия будет жарко и вопросы у вас появятся.
Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (256 символов)
Я с вами, Андрей, категорически несогласна, и даже спорить не буду и пытаться вас убеждать, ибо спор этот уже превращается в бессмысленный и беспощадный:)
У меня мнение свое - потому как свое внутреннее ощущение, которое совершенно, категорически не совпадает со всеми вашими выкладками.
Кто-то там говорил об "остром" состоянии счастья, ну а у меня, если хотите, оно "хроническое с ремиссиями и обострениями":)
Что, если допустить, что, все-таки, у разных людей действительно бывает по-разному?
Засим откланиваюсь:)
Если каждый будет своими внутренними ощущениями орудовать, конечно спор будет беспощадный, я вот от вас ни одного аргумента не слышал в пользу того, что человеку нужно счастье и то, что оно вообще есть.
Андрей, мы с вами говорим на разных языках. К счастью, как и к смыслу жизни, я не хочу подходить гносеологически, потому как не каждому дано поверить алгеброй гармонию, при этом эту гармонию не угробив. Вы меня тысячу раз раскритикуете, и со своей точки зрения будете (или сами себе покажетесь) правы, но я своих экзистенциальных позиций не покину, слишком они мне нравятся! :-р
Вы мне можете по-русски ответить чем гносеологический подход вас не устраивает? Потому что вы кажитесь себе не слишком умной, чтобы пытаться анализировать проблему критически, да и времени нет? Ну так каждый может сказать. Ну вы то думаете, что форум тут для того, чтобы бездумно лясы точить? Нет, поэтому если вы уж пришли на jpsy и zpsy и у вас есть своя позиция, то не обижайтесь, а будьте добры обосновать ее, в данном случае обоснуйте, чем гносеологический подход плох.
Андрей, ну вот прямо сейчас у меня действительно нет времени писать трактаты, честно. Поэтому я и не собираюсь "бездумно лясы точить", а уступаю сцену другим, кому свою позицию захочется пообосновывать. То, что я считала нужным, я описала раньше, меня это более чем устраивает на данный момент, не надо меня подгонять кнутом и "тыкать палочкой", у меня тот жизненный этап, когда мне понадобится этот пресловутый гносеологический подход в отношении таких личных для меня вещей, еще в жизни не наступил. Я им сыта выше крыши за время моих учёб - пощадите, дайте хоть немножко пожить спокойно. Позовите Мбвану: с ним у вас так хорошо получается, любо-дорого глядеть!
Если уж говорить о счастье, то я с вами согласна, что его нет. Вернее оно есть, но это как с вкусной едой, пока ешь - чувствуешь вкус, но только она закончилась - вкус исчезает. Так же и счастье. Оно преходяще и специально искать моменты счастья - точно не имеет смысла.Это - как бег по кругу.
Для меня счастье заключается в тех вещах, которые у меня есть, т.е намеренно я его не ищу. Я стараюсь получать удовольствие абсолютно от всего, чем бы я ни занималась. Вы называете это удовлетворением, я счастьем. Смысл один. Вреда я в этом не вижу никакого ( я ведь не пытаюсь все время искать новых ощущений) , я просто нахожусь в постоянном состоянии удовлетворения ( счастья) от всего, что меня окружает и то, чем я занимаюсь.
То есть я стараюсь вкладывать душу во все, что я делаю ( по примеру японцев) , это и делает меня счастливой. То есть я счастлива ( как вы бы сказали "довольна") ., отдавая всю себя любому делу.
Только вот я не пойму, в чем состоит вред, когда человек счастлив от того, что он все делает с любовью и с ощущением радости?
Если бы все люди с удовольствием выполняли хотя бы свою повседневную работу и считали бы это истинным счастьем, то у нас в стране был бы сервис наивысшего уровня.
В общем, я хочу сказать, что понятие счастье у всех разное ( кто - то связывает его с "вкусно поесть", "иметь машину подороже", "квартиру побольше") , то есть с материальными вещами.
Но есть люди, которые чувствуют себя счастливыми просто от возможности заниматься любимым делом, которое еще и приносит кому - то пользу.
Возьмите каких - нибудь гениальных композиторов, актеров, писателей. Неужели вам кажется, что они были не счастливы? Я думаю - нет.
Бетховен, Вагнер, Клейст и Гёте, с молодости признали, что мир отвратителен. Только Гёте попытался вытащит себя из отчаяния делами, разумеется он был счастлив(по вашему определению) , но как можно быть вполне счастливым, когда мир кажется отвратительным явлением и только духовная культура может привести к катарсису и сублимировать меланхолию. Ничто не было выше человеческого духа, особенно в жизни Гёте, которого как и любого гения терпела жена, а он любил ее, но я на сто процентов уверен, что она страдала от того, что было мало уделено внимания ей и единственному сыну, который вообще должен превратиться в главное достояние их жизни, по той причине, что он единственный из двенадцати чад выжил. Он был и геологом и минералогом, и фехтовальщиком, музыкантом, танцором, даже физикой занимался(Гете) . Вот почему он был несчастлив еще до того как его дети погибли?
А вот почему: Фауст
Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком.
В магистрах, в докторах хожу
И за нос десять лет вожу
Учеников, как буквоед,
Толкуя так и сяк предмет.
Но знанья это дать не может,
И этот вывод мне сердце гложет,
Хотя я разумнее многих хватов,
Врачей, попов и адвокатов,
Их точно всех попутал леший,
Я ж и пред чертом не опешу, -
Но и себе я знаю цену,
Не тешусь мыслию надменной,
Что светоч я людского рода
И вверен мир моему уходу.
Не нажил чести и добра
И не вкусил, чем жизнь остра.
И пес с такой бы жизни взвыл!
И к магии я обратился,
Чтоб дух по зову мне явился
И тайну бытия открыл.
Чтоб я, невежда, без конца
Не корчил больше мудреца,
А понял бы, уединясь,
Вселенной внутреннюю связь,
Постиг все сущее в основе
И не вдавался в суесловье.
О месяц, ты меня привык
Встречать среди бумаг и книг
В ночных моих трудах, без сна
В углу у этого окна.
О, если б тут твой бледный лик
В последний раз меня застиг!
О, если бы ты с этих пор
Встречал меня на высях гор,
Где феи с эльфами в тумане
Играют в прятки на поляне!
Там, там росой у входа в грот
Я б смыл учености налет!
Но как? Назло своей хандре
Еще я в этой конуре,
Где доступ свету загражден
Цветною росписью окон!
Где запыленные тома
Навалены до потолка;
Где даже утром полутьма
От черной гари ночника;
Где собран в кучу скарб отцов.
Таков твой мир! Твой отчий кров!
И для тебя еще вопрос,
Откуда в сердце этот страх?
Как ты все это перенес
И в заточенье не зачах,
Когда насильственно, взамен
Живых и богом данных сил,
Себя средь этих мертвых стен
Скелетами ты окружил?
Встань и беги, не глядя вспять!
А провожатым в этот путь
Творенье Нострадама взять
Таинственное не забудь.
И ты прочтешь в движенье звезд,
Что может в жизни проистечь.
С твоей души спадет нарост,
И ты услышишь духов речь.
Их знаки, сколько ни грызи,
Не пища для сухих умов.
Но, духи, если вы вблизи,
Ответьте мне на этот зов!
(Открывает книгу и видит знак макрокосма.)
Какой восторг и сил какой напор
Во мне рождает это начертанье!
Я оживаю, глядя на узор,
И вновь бужу уснувшие желанья,
Кто из богов придумал этот знак?
Какое исцеленье от унынья
Дает мне сочетанье этих линий!
Расходится томивший душу мрак.
Все проясняется, как на картине.
И вот мне кажется, что сам я - бог
И вижу, символ мира разбирая,
Вселенную от края и до края.
Теперь понятно, что мудрец изрек:
"Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него".
(Рассматривает внимательно изображение.)
В каком порядке и согласье
Идет в пространствах ход работ!
Все, что находится в запасе
В углах вселенной непочатых,
То тысяча существ крылатых
Поочередно подает
Друг другу в золотых ушатах
И вверх снует и вниз снует.
Вот зрелище! Но горе мне:
Лишь зрелище! С напрасным стоном,
Природа, вновь я в стороне
Перед твоим священным лоном!
О, как мне руки протянуть
К тебе, как пасть к тебе на грудь,
Прильнуть к твоим ключам бездонным!
(С досадою перевертывает страницу и видит
знак земного духа.)
Я больше этот знак люблю.
Мне дух Земли родней, желанней.
Благодаря его влиянью
Я рвусь вперед, как во хмелю.
Тогда, ручаюсь головой,
Готов за всех отдать я душу
И твердо знаю, что не струшу
В свой час крушенья роковой.
Клубятся облака,
Луна зашла,
Потух огонь светильни.
Дым! Красный луч скользит
Вкруг моего чела.
А с потолка,
Бросая в дрожь,
Пахнуло жутью замогильной!
Желанный дух, ты где-то здесь снуешь.
Явись! Явись!
Как сердце ноет!
С какою силою дыханье захватило!
Все помыслы мои с тобой слились!
Явись! Явись!
Явись! Пусть это жизни стоит!
Там конечно оптимистический конец, и Гёте наоборот благословил не декадента, а человека проходящего все ужасы жизни, но деятельного, развивающегося, духовного. И Гёте сам был таким, но в его самом позднем произведении "Поэтика и правда" он признался, что все его духовные искания, реально наградившие культуру научные опыты, да что там говорить, и плотские опыты он знал тоже хорошо, оставляли еще большую неудовлетворенность. И Соломона возьмите. Мбвана скажет, что эти люди прежде чем разочаровываться в жизни все попробовали, а Ницше под кроватью прятался и меня причисляет еще к этой группе, и всем кто цитирует экллесиаста он пишет, а вы сделали то, что сделал Соломон. И в принципе правильно делает. Он мудро на самом деле говорит, потому что разочароваться в жизни с молоду - это значит перестать развиваться и постигать этот удивительный мир, значит посмотрев с начала жизни в эту бездну абсурдности бытия можно стать аморальным паразитом общества, который мало того разбазаривает свой потенциал, так еще и разбивает людям их сердца и жизни. Прав, он прав. Надо вначале достичь чего-то, а потом над этим возвыситься, чтобы это был не абстрактный слепок с философии Соломона, а вполне реальное, эмпирическое его понимание. Прав Мбвана, тысячи раз прав. Об этом кстати «Огни» Чехова. Не читали?
Я только спор между Ананьевым и Штеренбергом скопирую.
Что, Михайло Михайлыч, призадумались?
Небось, приятно поглядеть на дела рук своих? В прошлом году на этом самом месте была голая степь, человечьим духом не пахло, а теперь поглядите: жизнь, цивилизация! И как всё это хорошо, ей-богу! Мы с вами железную дорогу строим, а после нас, этак лет через сто или двести, добрые люди настроят здесь фабрик, школ, больниц и - закипит машина! А?
Студент стоял неподвижно, засунув руки в карманы, и не отрывал глаз от огней. Он не слушал инженера, о чем-то думал и, по-видимому, переживал то настроение, когда не хочется ни говорить, ни слушать. После долгого молчания он обернулся ко мне и сказал тихо:
- Знаете, на что похожи эти бесконечные огни?
Они вызывают во мне представление о чем-то давно умершем, жившем тысячи лет тому назад, о чем-то вроде лагеря амалекитян или филистимлян. Точно какой-то ветхозаветный народ расположился станом и ждет утра, чтобы подраться с Саулом или Давидом. Для полноты иллюзии не хватает только трубных звуков, да чтобы на каком-нибудь эфиопском языке перекликивались часовые.
- Пожалуй... - согласился инженер.
И, как нарочно, по линии пробежал ветер и донес звук, похожий на бряцание оружия. Наступило молчание. Не знаю, о чем думали теперь инженер и студент, но мне уж казалось, что я вижу перед собой действительно что-то давно умершее и даже слышу часовых, говорящих на непонятном языке. Воображение мое спешило нарисовать палатки, странных людей, их одежду, доспехи...
- Да, - пробормотал студент в раздумье.
Когда-то на этом свете жили филистимляне и амалекитяне, вели войны, играли роль, а теперь их и след простыл. Так и с нами будет. Теперь мы строим железную дорогу, стоим вот и философствуем, а пройдут тысячи две лег, и от этой насыпи и от всех этих людей, которые теперь спят после тяжелого труда, не останется и пыли. В сущности, это ужасно!
- А вы эти мысли бросьте... - сказал инженер серьезно и наставительно.
- Почему?
- А потому... Такими мыслями следует оканчивать жизнь, а не начинать. Вы еще слишком молоды для них.
- Почему же? - повторил студент.
- Все эти мысли о бренности и ничтожестве, о бесцельности жизни, о неизбежности смерти, о загробных потемках и проч., все эти высокие мысли, говорю я, душа моя, хороши и естественны в старости, когда они являются продуктом долгой внутренней работы, выстраданы и в самом деле составляют умственное богатство; для молодого же мозга, который едва только начинает самостоятельную жизнь, они просто несчастие! Несчастие! - повторил Ананьев и махнул рукой.
По-моему, в ваши годы лучше совсем не иметь головы на плечах, чем мыслить в таком направлении. Я вам, барон, серьезно говорю. И давно уж я собирался поговорить с вами об этом, так как еще с первого дня нашего знакомства заметил в вас пристрастие к этим анафемским мыслям!
- Господи, да почему же они анафемские? -спросил, улыбаясь, студент, и по его голосу и по лицу было заметно, что он отвечает только из простой вежливости и что спор, затеваемый инженером, нисколько не интересует его.
- Всей душой ненавижу эти мысли! - говорил он. - Я сам был болен ими в юности, теперь еще не совсем избавился от них и скажу вам, - может быть, оттого, что я глуп и что эти мысли были для меня не по коню корм, - они не принесли мне ничего, кроме зла. Это так понятно! Мысли о бесцельности жизни, о ничтожестве и бренности видимого мира, соломоновская "суета сует" составляли и составляют до сих пор высшую и конечную ступень в области человеческого мышления. Дошел мыслитель до этой ступени и - стоп машина! Дальше идти некуда. Этим завершается деятельность нормального мозга, что естественно и в порядке вещей. Наше же несчастие в том, что мы начинаем мыслить именно с этого конца. Чем нормальные люди кончают, тем мы начинаем. Мы с первого же абцуга, едва только мозг начинает самостоятельную работу, взбираемся на самую высшую, конечную ступень и знать не хотим тех ступеней, которые пониже.
- Чем же это худо? - спросил студент.
- Да поймите же, что это ненормально! -крикнул Ананьев, поглядев на него почти со злобой.
- Если мы нашли способ взбираться на верхнюю ступень без помощи нижних, то уж вся длинная лестница, то есть вся жизнь с ее красками, звуками и мыслями, теряет для нас всякий смысл. Что в ваши годы такое мышление составляет зло и абсурд, вы можете понять из каждого шага вашей разумной, самостоятельной жизни. Положим, что сию вот минуту вы садитесь читать какого-нибудь Дарвина или Шекспира. Едва прочли вы одну страницу, как отрава начинает уж сказываться: и ваша длинная жизнь, и Шекспир, и Дарвин представляются вам вздором, нелепостью, потому что вы знаете, что вы умрете, что Шекспир и Дарвин тоже умерли, что их мысли не спасли ни их самих, ни земли, ни вас, и что если, таким образом, жизнь лишена смысла, то все эти знания, поэзия и высокие мысли являются только ненужной забавой, праздной игрушкой взрослых детей. И вы прекращаете чтение на второй же странице. Теперь, положим, к вам, как к умному человеку, приходят люди и спрашивают вашего мнения, например, хоть о войне: желательна, нравственна она или нет? В ответ на этот страшный вопрос вы только пожмете плечами и ограничитесь каким-нибудь общим местом, потому что для вас, при вашей манере мыслить, решительно всё равно, умрут ли сотни тысяч людей насильственной или же своей смертью: в том и в другом случае результаты одни и те же - прах и забвение. Строим мы с вами железную дорогу. К чему, спрашивается, нам ломать головы, изобретать, возвышаться над шаблоном, жалеть рабочих, красть или не красть, если мы знаем, что эта дорога через две тысячи лет обратится в пыль? И так далее, и так далее... Согласитесь, что при таком несчастном способе мышления невозможен никакой прогресс, ни науки, ни искусства, ни само мышление. Нам кажется, что мы умнее толпы и Шекспира, в сущности же наша мыслительская работа сводится на ничто, так как спускаться на нижние ступени у нас нет охоты, а выше идти некуда, так и стоит наш мозг на точке замерзания - ни тпрру, ни ну... Я находился под гнетом этих мыслей около шести лет и, клянусь вам богом, за всё это время я не прочел ни одной путёвой книги, не стал умнее ни на грош и ни на одну букву не обогатил своего нравственного кодекса. Разве это не несчастье? Засим, мало того, что мы сами отравлены, но мы еще вносим отраву в жизнь окружающих нас. Добро бы, мы со своим пессимизмом отказывались от жизни, уходили бы в пещеры или спешили умереть, а то ведь мы, покорные общему закону, живем, чувствуем, любим женщин, воспитываем детей, строим дороги!
- От наших мыслей никому ни тепло, ни холодно... - сказал студент нехотя.
- Нет, уж это вы - ах, оставьте! Вы еще не нюхали, как следует, жизни, а вот как поживете с мое, батенька, так и узнаете кузькину мать! Наше мышление не так невинно, как вы думаете. В практической жизни, в столкновениях с людьми оно ведет только к ужасам и глупостям. Мне приходилось переживать такие положения, каких я злому татарину не пожелаю.
- Например? - спросил я.
- Например? - переспросил инженер; он подумал, улыбнулся и сказал: Например, взять хоть такой случай. Вернее, это не случай, а целый роман с завязкой и развязкой. Прекраснейший урок! Ах, какой урок!
Ну там дальше очень жизненная история будет. Прочтите сами.
...
link
Я конечно наметил себе некий смысл жизни, но если я окажусь неправ, если Бога нет, загробной жизни нет и т.д. То весь мой идеализм, даже идеал-реализм, вся моя наука и все мои усилия ничто не значат. Конечно я не буду предаваться этим мыслям, вы сами понимаете к чему это приводит, но допустим содержание таких мыслей истинно, вот не будем мы это принимать до смерти и что тогда? Получается, что то, что я называл смыслом бытия(духовное развитие, путь к сверхчеловечеству в духе космизма, хотя я прекрасно понимаю, что очень трудно ответить на вопрос о том какой смысл есть в этих идеях) ничего не исполнилось, ну вот за что и почему так? И это несмотря на присутствие в моей жизни высшей радости — т.е духовного измерения. Как я могу на пороге смерти с таким вопросом как у Иова оказаться счастливым? Вот к тому же на склоне лет пришел Гёте. Я бы определил его мысль так: я жил так, будто мне есть ради чего жить и из-за этого жизнь открывалась мне в самых величественных и прекрасных основаниях преисполненной смыслами, но по сути полноценное постижение реальности от чувственности до духовности оставляло неудовлетворенность и пусть я умею жить достойным искупления, но не понимаю зачем, с какой цель? Ради чего? Можно сказать, что всегда можно оставить в жизни след и он не исчезнет из этого мира, таким образом даже со смертью можно смириться. А если все будет как у Ницше, он передал великое послание, а стал пророком для фашистов и частью мировой войны? Вот скажите, как в таких обстоятельствах быть счастливым, хотя нет на самом деле счастливых людей? Когда ты не доволен устройством общества? Реальностью? Ищешь подходы к его усовершенствованию, как это делали все духовные и святые люди?
"И Соломона возьмите. Мбвана скажет, что эти люди прежде чем разочаровываться в жизни все попробовали".
Вот, вы же сами пишите "все перепробовали" и разочаровались в жизни. А я говорю, что не нужно ставить своей целью "все перепробовать". Это - как замкнутый круг. И в итоге приведет к скуке и раздражению.
Я не стараюсь все перепробовать. Я каждый день стараюсь проживать, как если бы это был последний день.
Посмотрите на улицу, Андрей! Все расцвело, свежестью пахнет, такая красота вокруг!
Я не призываю вас ходить и любоваться цветочками ( это было бы глупо) . Но иногда стоит обращать внимание на красоту и разнообразие природы, можно сходить по грибы или на рыбалку или просто в парк. Мы вот часто устраиваем такие вылазки.Я не призываю отказываться вас от интеллектуального труда и ничего не делать, но я сама часто "переключаюсь" с умственной деятельности на физическую или просто использую органы чувств . Заниматься только интеллектуальным трудом - утомляет.
Я с вами согласна, что жизнь - бессмысленна, по крайней мере жизнь наших поколений. Возможно будущие поколения будут совсем другие, с более высоким уровнем духовного развития и следовательно с лучшим мироустройством, в котором будет минимум преступлений и зла в целом. ( Уже сейчас я читала, что рождение детей индиго - это не случайность, хотя отношение к ним неоднозначное : кто то считает их злом, кто - то благом) .Возможно они и изменят мир.
Но сейчас, в этом времени, что мы с вами можем поделать?
Нам ничего не дано знать, ни предназначение каждого отдельного человека, ни законов мироздания( что можно, что нельзя) . По мне, так - это не справедливо.( Я уже говорила об этом) .
Я люблю четкость и ясность. И хотела бы знать, что от меня требуется в этой жизни. Но коль мы тут все "брошены" без четкого "свода правил и указаний", то я считаю, нужно как - то прожить эту жизнь. И хочется, конечно, прожить ее качественно, радостно и не зря.
Я вам как- то предлагала, сказать мне дату, время и место вашего рождения. Но вы в это не верите.
Я согласна, это, конечно, не панацея.
Но, лично мне, это помогло лучше разобраться в себе, понять свои ошибки, причины неудовлетворенности жизнью, стать более спокойной и расслабленной.
Избавиться от своих личных "тараканов", которые не давали мне покоя.
Я уже говорил, что мой день рождения совпадает с днем рождения кровавого императора Нерона. Т.е это 15-е декабря. А год мне принципиально нужно утаить.
"Я уже говорил, что мой день рождения совпадает с днем рождения кровавого императора Нерона. Т.е это 15-е декабря. А год мне принципиально нужно утаить."
Жаль. Год, время и место - это обязательные составляющие.Но я вас понимаю, это - ваше право.
Если когда - нибудь вас это перестанет беспокоить - то напишите. Или напишите на почту tolmachevakaralakis@mail.ru. А не захотите вообще раскрывать, то опять же пойму. ( Но мне так, допустим, вообще все равно, сколько вам лет, хоть 90, как в прочем и возраст остальных участников форума, лишь бы человек был хороший, разносторонний и было о чем поговорить.
Кстати, у меня у тети и у подруги д/р 15 декабря. У свекрови 16 декабря.
У Стрельцов вообще душа - вечно молодая, не зависимо от возраста.
Я возраст скрываю не потому что стесняюсь, или считаю, что неприлично об этом говорить. А потому что это подмочит мою репутацию, сильно подмочит даже не тем, что я открыл вам данные для натальной карты, а по причинам, которые увы не могу раскрыть. Место могу сказать. Майкоп.
У меня пока не получилось вникнуть в суть дискуссии глубже, из-за времени, но о себе могу сказать, что не чувствую себя по жизни счастливой, хотя если кого-то со стороны спросить, то некоторым кажется, что я счастливая - то есть люди меряют тебя по своим понятиям, то есть в этом ничего нового. Но ощущение счастья или это понятие, также как и слово, вообще-то не из моей каждодневной реальности. Хотя, конечно, бываю счастлива по разным поводам: встреча после разлуки, неоправдание плохих ожиданий, найденная потеря, чье-то понимание, встреча с прекрасным (музыка, поэзия, природа) .... Приведя этот список, подумала о том, что во всех случаях это связано с каким-то восполнением или наполнением. Не зря, наверное, слово "счастье" происходит от слова "часть".
Это, возможно, когда больше нечем гордиться :)
Мне кажется также, что с возрастом человек становится счастливее, т.к. начинает осмысленно относится к жизни, к себе.
А относиться осмысленно начинаешь, когда жизнь подводит к тому, что возникает потребность повернуться к себе или в конечном итоге вернуться к себе. (Это, конечно, как и всегда, мое мнение.)
А относиться осмысленно начинаешь, когда жизнь подводит к тому, что возникает потребность повернуться к себе или в конечном итоге вернуться к себе. (Это, конечно, как и всегда, мое мнение.)