Счастье/Facebook провел массовый эксперимент по манипуляции эмоциональным состоянием пользователей

  •  

    В журнале PNAS были опубликованы результаты массового эксперимента, проведенного Facebook'ом, невольными участниками которого стали 700 тысяч его пользователей. Заявленной целью было исследование передачи эмоционального состояния через социальные сети.

    Исследователи давно научились определять эмоциональное состояние пользователей по различным ключевым словам и словосочетаниям в сообщениях, наличию смайликов передающих улыбки или наоборот уныние. Этот способ достаточно часто используется в различных работах при изучении поведения пользователей социальных Сетей ( см.например) . Однако попытка манипуляции эмоциями в экспериментальных целях в таких масштабах была проведена впервые.

    Невольные участники массового эксперимента, устроенного Facebook, были разбиты на две группы. В первой группе из ленты новостей удалялись новости несущие эмоционально позитивную окраску, во второй - негативную. Одновременно с этим отслеживалось настроение пользователей обеих групп. Результаты показали, что настроение пользователей подстраивалось под общий настрой ленты новостей. В той группе, где показывалось больше позитивных новостей, настроение пользователей улучшалось. В другой группе - ухудшалось.

    «Мы заботимся о том, какое эмоциональное воздействие оказывает на людей наш продукт. Мы всегда понимали как важно исследовать влияние негативных комментариев друзей на состояние пользователей... Мы обеспокоены тем, что большое количество негативных комментариев в френд-ленте может заставить людей уйти из Facebook'а», - пишет соавтор эксперимента Адама Крамера (Adam D. I. Kramer) - "Цель всех наших исследований в Facebook, является улучшение обслуживания пользователей. У нас не было цели кого-то расстроить."

    Публикация Крамера и особенно последняя фраза неслучайна. Многие комментаторы в западных СМИ выражают озабоченность этической стороной эксперимента, отмечая что он напрямую нарушает права человека. Высказываются так же и претензии в адрес PNAS, на страницах которого было опубликовано исследование. Негодуют и простые пользователи Facebook. Так например в комментариях к процитированному выше сообщению Крамера в Facebook встречаются такие мнения:

    - "Это исследование было неэтично, его нельзя было проводить, его нельзя было публиковать..."

    - "Это показывает что Facebook занимается только продажей дерьма и зарабатыванием денег..."

    - "Я бы не хотел, чтобы какие-то алгоритмы решали, что мне показывать, а что нет..."

    - "Я не ученый. У меня нет докторской степени. Большая часть того что вы пишете я совершенно не понимаю. Тем не менее, осознание того, что Facebook манипулирует моей новостной лентой и использует меня без моего ведома в каких-то своих целях выводит меня из себя. Это полная задница!..."

    Эксперимент, проведенный сотрудниками Facebook, заставляет вспомнить опасения Эриха Фромма относительно будущих технологий манипуляции массовым сознанием: "Манипулятивный интеллект, лишенный разума, опасен, так как он заставляет людей действовать таким образом, что это с точки зрения разума может оказаться губительным для них. И чем более выдающимся является неконтролируемый манипулятивный интеллект, тем он опаснее" (Иметь или быть. 1977 год)

    2014-07-13 
    Ссылки по теме:
    Experimental evidence of massive-scale emotional contagion through social networks
    Did Facebook´s experiment violate ethics?
    Обсуждение эксперимента в FaceBook
— Компания Brand Analytics опубликовала данные исследования эмоционального состояния пользователей социальных сетей в регионах России   2015-01-19
— Американские исследователи доказали общее стремление человечества к позитивному настрою.   2015-02-08
— Опубликован "Индекс любви" российских регионов, составленный по эмоциональному состоянию пользователей соцсетей   2015-06-09
— Любовь и ненависть в России. Исследование Brand Analytics   2014-06-12
— Глобальный анализ фото в Instagram´е показал: жители России улыбаются редко   2014-03-22
— Опубликованы результаты исследования распространения эмоций в социальных сетях   2014-03-14
— <Facebook>, <социальные сети>

Отклики:

  •  
     как закалялась сталь
    опасения Эриха Фроммаполагаю, что человек разумный рано или поздно выработает защитный панцирь. только вот сколько и какого качества душевной материи потребуется для этого?
  •  
     Maska
    Все таки люди полные идиоты когда влезают в соц.сети, выклаывают свои данные, чтобы можно было отследить.
    да еще платят деньги непонятно за что.
    Хуже могут быть только онлайновые игры. это вообще полный грабеж и отстой.

оставить комментарий

Имя *

Пожалуйста, укажите ваше имя.

Имя - не менее пяти букв. Исправьте, пожалуйста

E-mail

Ошибка в почтовом адресе

Текст *

Вы очень лаконичны, напишите пожалуйста подробнее. Минимум (50 символов)

отправить